«У Валеры проблем нет, а Алла уже начала объясняться с россиянами»
Страна готовится к новогодним праздникам и поп-звезды тоже. Уже озвучена сумма, за которую, как говорят, можно пригласить Аллу Пугачеву — полмиллиона долларов. Есть ли такое предложение, неизвестно, но Пугачева уже сделала заявление: публику она любит! А холопами назвала недоброжелателей.
Всех интересует, за какие деньги выступит Валерий Леонтьев — но пока все размышления телеграмм-каналов о его ценниках голословные.
Кто сегодня занимает ниши взявших паузу Михайлова и Аллегровой, вернутся ли к концертной деятельности Пугачева и Леонтьев, какие эстрадные жанры бьют все рекорды и на какие корпоративы каких звезд пригласят богатые заказчики, нам рассказал концертный и театральный директор, композитор Александр Бениш.
— Александр, поменялась ли иерархия на поп-олимпе за последнее время?
— Мне кажется, ничего не поменялось. Просто наши звезды первой величины перестали особо афишировать себя и акцентировать на себе внимание. Работают все, как и работали. И даже некоторые украинские артисты выступают по закрытым мероприятиям.
— В России?
— Да, конечно. Обычных концертов нет, а мероприятия корпоративные, закрытые, они как были, так и есть. Их перестали афишировать, рекламировать, вот и всё.
— Верку Сердючку тоже можно пригласить?
— Андрея Данилко никому в голову не придет приглашать, и он, конечно, не поедет. Но все дело в том, что Данилко задолго до начала СВО перестал приезжать в Россию. И, скорее, не по убеждениям, а по состоянию здоровья.
— Мне в свое время в интервью Данилко рассказывал, что он сильно пьет, так, что утром проверяет состояние своих джинсов. И ему по-настоящему по кайфу только писать музыку для фильмов.
— Сегодняшняя ситуация вряд ли улучшила его психологическое состояние…
— Какая ситуация у Софии Ротару?
— Она повязана сыном, которого в любой момент могу призвать на фронт, все же помнят, как он пытался бежать с территории Украины на лодке. Так что даже удивительно, что при таком «рычаге влияния» Ротару еще не вынудили стать голосом пропаганды, видимо, есть влиятельные покровители.
— Кто из украинских звезд может рассчитывать на заработок в России?
— Меладзе сохранил нейтральную позицию и может рассчитывать на российский рынок развлечений.
— В этом году нет падения спроса на концерты?
Что касается билетных концертов, с рекламной компанией, с местами в зале, мне кажется, наоборот, появился повышенный спрос. Люди настолько устали от негатива, от той же пандемии, когда никто никуда долго не ходил, что дефицита спроса вообще не наблюдается. И это не просто в отдельно взятом клубе, это в целом по стране. Очень хорошо все детские спектакли продаются. Семин с баяном ездит по городам, аншлаги собирает, Диана Анкудинова сейчас активно гастролирует, всё у нее более-менее хорошо. Майданов начал собирать залы намного лучше, хотя раньше средне собирал. Ребята из группы «Садко» тоже публике зашли. Огромным спросом пользуется хоровое, многоголосное пение. Такие группы, как «Перфомен», «Кватро», «Вива», «Пятеро», зрителю интересны: а когда они поют акапелльно, без сопровождения, то есть когда звучат только чистые голоса без фонограммы, людей завораживает живое многоголосие и они понимают, за что отдали деньги. Так что, в принципе, всё отлично.
— А наши эстрадные «монстры» сегодня в каком положении?
— Из «монстров» у нас остался только Розенбаум. Стас Михайлов не работает, видимо, не хочет, или работает как-то выборочно. Его поляну занимает Ярослав Сумишевский. Ирина Аллегрова не работает, не хочет — устала, наверное. Ее поляну певица Слава занимает. Что ж, свято место пусто не бывает.
Вот Валерий Леонтьев – действительно незаменимый человек и вряд ли в ближайшее время кто-то в его нише появится. Но суть то в том, что наоборот, было бы правильнее им всем сейчас работать, а они чего-то не работают.
— Валерий Леонтьев не заявлял продюсерам, что уходит? Ходили такие слухи…
— Валера, с одной стороны, очень закрытый человек, с другой – совершенно равнодушный к сплетням, отсюда рождается масса слухов о его персоне: продал свою столичную квартиру! Переехал на ПМЖ! В действительности же у него вообще ничего не изменилось: живет как жил. Вопреки разным фейкам, довольно много времени проводит в Москве. Дом в Штатах у них с женой уже тридцать лет как куплен: летом Люся всегда прилетала в Россию, ездила с мужем на гастроли: Крым, Кавказ, зимой он в Майами отогревался. Правда, в ковидное время Валера перенес тяжелое воспаление легких, вот тогда да, потребовался морской воздух. Поэтому Валерий Леонтьев если не ушел, то как-то «отлучился из большого секса». Но он знает, что у него есть своя публика, которая его всегда примет, поэтому и не парится.
— То есть если бы Леонтьев сейчас согласился на гастроли, то спрос бы был очень большой?
— Да, думаю, огромный. Его не было уже больше трех лет, он еще с началом ковида прервал гастроли, потому что было к тому же много вынужденных отмен из-за вводимых карантинов, а это – большие финансовые потери. Не будешь же работать себе в убыток. Ну и плюс сам не железный, тоже тогда поймал ковид.
— Ну так, может быть, он прав, что сделал паузу на все это сложное ковидное и постковидное время?
— Нет, не прав. Он всегда отличался от всех исполнителей смысловой песней, с ним хорошие поэты сотрудничали, хорошие композиторы, и его песни отличались смыслом. Почему в театре у Грымова аншлаги? Потому что там смысл, там содержание, там контент. Почему Розенбаума рвут на части, билет невозможно достать? Потому что каждая песня – это диалог со зрителем. У Валеры это всегда было, просто он всегда разбавлял все это еще и шоу. А сейчас люди готовы просто прийти и послушать песни того же Тухманова, других композиторов, но смысловые. Даже без шоу. И они знают, что получат ни с чем не сравнимое удовольствие. Леонтьеву уже давно не надо устраивать никакие фейерверки, перья, взрывы, мишуру.
— А как же балет, свет? Он же законодатель шоу-программ в России, первый, кто начал делать это еще в СССР…
— Да, шоу было у Леонтьева самое крутое в свое время с лазером и со взлетами-полетами. Понятно, что сейчас в силу определенных моментов он не может себе позволить летать под куполом, это очень дорого. Мы по телевизору можем видеть все эти шоу. А идти смотреть вживую, платить за это 6, 8, 10 тысяч рублей сегодня, особенно где-то в провинции – страна-то большая, не все же Питер да Москва – просто мало кому по карману.
— Три года – это большой перерыв для артиста?
— Конечно. Люди наскучались. Публика вообще устала от дешевой субкультуры с фонограммой и хочет слушать качественную хорошую музыку. Здесь и выигрывают наши эстрадные мегазвезды, тот же Леонтьев, потому что он – тоже классика, просто эстрадная. А люди в любой музыкальной сфере хотят качественный материал, качественную музыку, не фальшивую, настоящую. Уникальный голос, профессиональную манеру исполнения. Все это пользуется сейчас повышенным интересом у публики.
— У нас в стране, пожалуй, только Леонтьев и Пугачева – артисты вечные, как, скажем, Муслим Магомаев. Большой у них запас звездности? Могут их «забыть»?
— Люди, которые всегда их любили, так и будут любить всегда. Здесь они совершенно защищены. И этих людей – миллионы. Другое дело, что даже эти миллионы становятся всё старше и старше, у них финансовые возможности всё меньше и меньше, и, конечно, есть естественная убыль влюбленной публики. Поэтому артисту – любому! – необходимо постоянно завоевывать более молодого зрителя Мы же видим, как это происходит на Западе, когда мегазвезды делают проекты с современными рэперами, совместные коллаборации – это не нами придумано и приводит к тому, что звезд более взрослого поколения узнает молодежь.
– Кто-то из наших артистов прошел по этому пути?
– Шуфутинский, например. Он сделал клип с Егором Кридом, и сейчас у него мегасборы. Потому что новое поколение Егора Крида узнало Шуфутинского, а так кто знал его песню «Третья сентября»? — наше поколение и поколение наших родителей. А оно же уходит.
— У Пугачевой с точки зрения продажности как дела?
— Ну Пугачева вообще нигде не выступала, кроме как в Москве с юбилейным сольником – разовый вариант, и на каких-то сборных концертах. Она, конечно, великая певица, но, по сути, в прокате ее нет давно. Филипп Киркоров — да, присутствует. Недавно выезжал на гастроли, у него всё хорошо. Это его жизнь, профессия, призвание. Он молодец, не теряет темпоритм.
— А постоянный конкурент Филиппа Киркорова Николай Басков?
— Николай Басков уже очень давно не работает концерты.
— А на что живет?
— Сложно сказать: съемки какие-то, корпоративы.
— Участие в съемках новогодних программах влияет на популярность артиста?
— Трудно ответить однозначно, я думаю, если только неизвестным это может принести какие-то дивиденды. Я лично не смотрю давно эти новогодние программы. Одно и то же, надоело. Думаю, очень многие поступают так же.
— Сейчас многие корпоративы (а участие в них, наверное, это самая выгодная работа для артиста), часто организуют за пределами России: в Арабских Эмиратах, в Турции. Какими звездами интересуются организаторы этих корпоративов?
— В те края сегодня по разным причинам уехала самая разная публика. Зачастую интеллектуальная, которая не любит а-ля Бузову. И к ним туда ездят, как ни удивительно, не артисты, а такие люди, как Ирина Хакамада, с какими-то мастер-классами или размышлениями о жизни.
Но понимание, кто бы ни уехал, люди оторваны от русскоговорящей среды, от культурного российского пространства, от своего прошлого, целой прожитой в России жизни — это всегда большая психотравма, люди страдают, как бы они ни хорохорились. И артисты, которых ты слушал всю жизнь, которые для тебя являются олицетворением страны, помогают эту психотравму смягчить. Конечно, те же Пугачева, Леонтьев, – то есть наша эстрадная элита – там всегда будут очень востребованы. Это тот самый культурный код, по которому люди определяют свою принадлежность к Родине. Вроде вот ты, твои русскоговорящие друзья, самые известные российские артисты, значит, ты — дома.
— А те корпоративы, что будут в Москве, дорогие? Актуальна, например, сумма в полмиллиона долларов для Пугачевой, или таких цен не бывает? И насколько правдива информация одного телеграм-канала, что Леонтьев якобы снизил ценник?
— Пугачеву и Леонтьева приглашают свои, постоянные заказчики, это уже, считай, хорошие друзья из числа бизнес- и политической элиты. И они со своей стороны тоже знают, что им отказа не будет, — это очень важно, ведь у них тоже свои гости, свои вкусы, свои амбиции. Вот там да, могут быть самые неожиданные суммы. Но мы их не узнаем и фотографий с таких корпоративов не увидим. А расценки на других звезд есть и у их директоров, и у посредников — разных концертных агентств, стоимость не является таким уж секретом.
— При каких условиях Пугачева могла бы сейчас гастролировать по стране?
— С Пугачевой все намного сложнее. За ней сейчас уже тянется вот этот шлейф противоречивых высказываний. Поэтому, мне кажется, ее уже мало что спасет. Ну, конечно, она может обратиться к россиянам, объясниться, найти нужные слова. Собственно, она уже начала это делать, достаточно вспомнить ее последнее заявление, где она тонко разделяет публику и своих критиков, напоминает о своих заслугах и признаются в любви зрителю. Полвека популярности дают ей большой карт-бланш.
— Алла Борисовна записала новые песни, это свидетельствует как минимум о том, что интерес к пению и голос она сохранила. Но зачем, если не выступать?
— Для тех же корпоративных выступлений, для продвижения в интернет-пространстве.
— Она работала примерно три часа и, как говорят, записала три песни. Этого времени достаточно для такой работы? Или голос потом просто «дотянут»?
— Для исполнителя уровня Пугачевой более чем достаточно. Конечно, будет работа по сведению, но это — обычное дело.
— Говорят, Пугачева записала самые обычные песни, без изысков: любовь, семья… Сегодня разве такие песни в тренде?
— Ничего не изменилось в российской эстраде. Как были популярны два направления, так и остались. Это шансон и рок. Рокеры стали мегапопулярны, собирают лучше попсовиков уже года три как. И Сукачев, и Бутусов, и Кинчев. А шансон свою нишу давно занял, там очень большая конкуренция и среди исполнителей, и среди композиторов, и среди поэтов.
Ну а отдельные кумиры по-прежнему могут позволить себе петь все, что захотят.
— Неужели публику до сих пор не затошнило от шансона?
— Иногда кажется, что классика уже никому не нужна, но стоит опять же посмотреть продажи. В Московской консерватории, например, постоянные аншлаги, то есть имеется повышенный интерес к академической классической музыке. Большой спрос на все балеты, балет Эйфмана продается за три дня. Русский национальный балет — спрос повышенный. Вот я дружу с Фабио Мастранджело, он главный дирижер в пяти филармониях. Там нет проблем со зрителем, с продажей билетов.
Время сегодня такое, что люди очень считают деньги, поэтому чем качественнее продукт, чем известнее бренд, который его представляет, тем больше спрос. И в шоу-бизнесе это тоже работает. Одно дело — бесплатно в интернете, совсем другое — за деньги в зале. Так что эстрадным новобранцам, пока они из Сети не вылезли и к публике живьем не вышли, лучше на свой счет не обольщаться. Звездность проверяется зрительским рублем и никак иначе.