Анализируем заявление руководителя банка
Глава Сбера Герман Греф заявил в сегодняшнем интервью для СМИ о планах по созданию в 2025 году «отдельного блока», который будет заниматься туризмом: «Мы сейчас выросли уже в достаточно большую отрасль внутри банка, поэтому, скорее всего, мы выделим у себя отдельный блок, который вынужден будет этим заниматься. Мы думаем, что блок, скорее всего, появится в следующем году (цитата по ТАСС. – Ред.)».
Ны рынке сразу возникли предположения – что имеет в виду глава крупнейшего банка страны, не идет ли речь об организации туристического маркетплейса. Руководители ОТА и специалисты в области онлайн-тревел, с которыми пообщался корреспондент TourDom.ru, не исключают такого развития событий. Соответствующая задача банку, более 50% акций которого контролируется правительством через Фонд национального благосостояния РФ, может быть поставлена и «сверху». В таком случае усиления туристического направления Сбера следует ждать на рынке внутреннего туризма.
У банка уже есть раздел путешествий на сайте. На нем доступны авиа- и ж/д билеты, отели, а также туры (в рамках партнерской программы с ОТА). Клиенты могут оплачивать часть стоимости услуг бонусами «Спасибо». Кроме того, Сберу принадлежит компания 2ГИС, которая в свою очередь владеет сервисом бронирования гостиниц «Отелло». Также банк является собственником «Домклик» – платформы, на которой в том числе доступна посуточная аренда жилья. «Возможно, идея Сбера – объединить все эти разрозненные онлайн-сервисы на одной площадке, что даст синергетический эффект и снизит стоимость привлечения клиентов», – предполагает основатель сообщества Travel Startups, руководитель комиссии по стартапам РСТ Леонид Пустов. В перспективе это позволило бы банку стать значимым игроком тревел-рынка. Пока экосистема Сбера в части предложения туристических услуг используется недостаточно эффективно – преимущественно как бонусная программа для держателей карт. Выход на качественно новый уровень вполне реален, но это потребует немало усилий и займет много времени, считает специалист.
С тем, что организация туристического маркетплейса – непростая и небыстрая в реализации задача, согласен и основатель «Слетать.ру» Андрей Вершинин. На то, чтобы проект уверенно встал на ноги, уйдет как минимум 3 года, полагает он. Кроме того, для серьезной конкуренции с ведущими ОТА необходим огромный объем прямого контрактинга с гостиницами. А это, в свою очередь, потребует большого штата специалистов – сотрудников кол-центра для оперативной поддержки клиентов, отдела контроля качества и т. д. Это не профильная задача для банка, но решаемая. «Если будет поставлена политическая задача создать крупнейшее в стране онлайн-тревел-агентство, Сбер с его финансовыми и технологическими возможностями, пожалуй, справится. Однако вряд ли есть угроза монополизации рынка, на компанию перераспределится часть объема заявок, но сомневаюсь, что более 40%», – говорит глава «Слетать.ру».
Особое мнение у гендиректора туроператора «Турплатформа» Сергея Толчина. Он сомневается, что Сбер ставит ближайшей целью создание маркетплейса. Специалист напоминает, что у банка два крупных гостиничных актива – отель «Мрия» в Крыму и «Манжерок» в горном Алтае. Возможно, речь пока идет об организации в структуре обособленного подразделения для наиболее эффективного управления этими объектами.