«Молчание — дорогого стоит»
Николай Цискаридзе стал гостем пресс-центра «МК». Ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, премьер Большого театра России, народный артист России и Северной Осетии Николай Цискаридзе еще раз подтвердил, что больше всех журналистов на свете доверяет читателям «Московского комсомольца» и любит общаться с ними тет-а-тет. В преддверии проекта «Виват Академия» в Зарядье он приехал в Москву из Санкт-Петербурга и, несмотря на отчаянную занятость, нашел время для прямого эфира в нашей студии. Уже по сложившейся традиции Николай ответил на вопросы, которые прислали в студию почитатели, а может быть, и оппоненты.
Речь шла буквально обо всем: о личности самого Николая Цискаридзе, о творчестве, о мире балетного искусства в целом, о назначении Валерия Гергиева на пост генерального директора Большого театра и о многом другом, что интересовало собеседников звездного гостя — читателей «МК».
На этот раз Николай Цискаридзе определил сразу два самых интересных для себя вопроса и наградил участников прямого эфира двумя призами.
Одним из вопросов победителей стал: «Какие роли вам больше нравится играть — принцев или демонических личностей?»
Николай Цискаридзе:
— Принцев, конечно. Я могу вам сказать, демонические роли играть очень легко, тем более с моей внешностью. С той фигурой, что у меня была, достаточно было надеть темный костюм, и я уже становился самым заметным. А сыграть положительного героя, тем более в таком жанре, как балет, где ты лишен выразительных средств — голосовых, — намного сложнее. А потом, во всем классическом репертуаре принцы поставлены гораздо менее выгодно, чем принцессы. И остаться в истории человеком, который запомнился, — это чрезвычайно непросто. Я безумно счастлив, что по сей день всем принцам, которых я исполнял, пока замены не нашлось. Потому что ни один человек не звучит в этом репертуаре. Да, называют одну фамилию, другую, говорят: дескать, он такой милый мальчик… А так, чтобы пошла волна, что на этого человека есть поток зрителей, — этого нет. И мне, с одной стороны, грустно, потому что я работал со многими учениками, а с другой стороны — приятно, потому что я пока все равно победитель. Так что быть принцем гораздо сложнее.
Автор этого вопроса Ольга Полицан была отмечена звездным гостем наградой в виде книги с дарственной надписью «Мой театр. По страницам дневника. II».
Второй вопрос-победитель звучал так: «Какой герой вам ближе — Вронский, Левин или Каренин? И почему?»
Николай Цискаридзе:
— Каренин. Я с самого начала был его поклонником. Я очень люблю этот роман, люблю его перечитывать, потому что со временем ты меняешь к нему отношение. Левин всегда вызывал у меня уважение, но его пространные размышления — это не мое. А Каренин всегда умел служить. И с таким служением делу, с пониманием чести, долга, — этот человек мне всегда больше всех нравился.
Приз в виде приглашения на два лица на вечер балета «Виват, Академия!» получила Надежда Лиман.
Также, отвечая на вопросы, Николай сделал несколько ярких определений:
Об одиночестве
Я часто не нуждаюсь в собеседнике, и мое собственное общество меня не раздражает.
Об истинной дружбе
— Когда вы общаетесь с кем-то, и вы с этим человеком с удовольствием молчите, это и значит истинная дружба на самом деле. Это означает: вам этот человек так приятен, что вы можете не только болтать с ним, но и молчать. И это дорогого стоит.
О назначении Валерия Гергиева
— Я безумно счастлив, что мастер такого уровня, как Валерий Гергиев, наконец переступил порог моего родного театра. Потому что с того момента, как ушел Александр Лазарев и, к сожалению, скончались такие великие дирижеры, как Геннадий Рождественский, Марк Эрмлер, Альгис Жюрайтис, никого подобного дарованию этих людей в театре не было. И слава Богу, что теперь театром руководит великий музыкант.
О молодежи
— Каждое новое поколение будет другое, и ничего в этом страшного нет. Я не могу сказать, что у них «пустые глаза», у них просто другие ценности и другие интересы. Я не пытаюсь с ними бороться, я пытаюсь их заинтересовать.
О разочаровании
— Разочарование — самая тяжелая краска в жизни человека. Мы часто сожалеем о том вкладе, который мы вложили в человека. И очень грустно, и очень больно разочаровываться, особенно если ты много вложил в этого человека сил, любви, доверия, участия… Это тяжело.
О зависти
— Зависть — это ложь самому себе. Когда тебе кажется, что ты тоже достоин того, что досталось другому. Зависть не имеет положительного окраса. Но иногда она может сподвигнуть на какое-то действие в отношении себя — например, чего-то добиться.
О сожалении
— Поскольку судьба отвела мне малое количество лет общения с самыми близкими людьми, я жалею, что я с ними не наобщался. Я ни о чем не поговорил с мамой — мне же было некогда! Какой молодой человек в 17-18 лет находит время поговорить о чем-то с мамой, тем более ее послушать… Я не расспросил ни о чем няню, хотя она была свидетелем важным исторических событий.
О сказках, ставших реальностью
— Большой театр был сказкой, когда я был маленьким, и когда я говорил, что стану главным танцовщиком, все смеялись. Но так стало.
О звездных детях
— Я не переношу актерских детей, они мне всю жизнь мешали, и я бы никогда не позволил своему ребенку стать актерским ребенком.
О последнем дне жизни
— Какое ощущение будет на пороге, никто не знает, наверное, уснул и не проснулся — это подарок, потому что человек не подозревал.
О воспитании детей
— Быть честным относительно самого себя — самое важное, чему я пытаюсь научить своих воспитанников.
Полное интервью с Николаем Цискаридзе читайте в ближайших номерах «МК» и на сайте «МК».