Звезды шоу-бизнеса за один концерт получают больше, чем участники СВО за несколько месяцев
В преддверии новогодних праздников Госдума определилась, что дарить артистам. Представители шоу-биза в мешке Деда Мороза скорее всего найдут губозакатывательную машинку. Графики новогодних выступлений по городам и весям составлены, расписание забито, райдеры разосланы. Но парламентарии внезапно решили подрезать российским селебрити гонорары. Новогодний чёс у звезд оказался под угрозой срыва.
О необходимости умерить аппетиты в канун больших праздников обычно говорят врачи. Теперь вот и депутаты вспомнили о вреде переедания. Но это они не про оливье и селедку под шубой, а про деньги. Парламентарии прочитали новости о «топах» российской эстрады, которые получают по 15 млн рублей за пару песен на городском фестивале, и решили аттракцион неслыханной щедрости прикрыть.
— За 30-40 минут выступления артист получает больше, чем участники СВО за несколько месяцев! – с негодованием заметил депутат Госдумы Игорь Антропенко (ЕР).
Арифметика, надо признать, неточная. Причем не в пользу артистов. Даже по московским меркам (5 млн 200 тысяч рублей за год службы) получить гонорар исполнителя популярных шлягеров в 15 млн рублей контрактник в зоне спецоперации сможет примерно за два с половиной года.
Влиять на размеры вознаграждений за частные корпоративы и концерты коммерческих площадок думцы не могут. Тут всё решает рынок. Другое дело – дни города, региональные фестивали, народные гуляния в центральном парке у фонтана. Такой праздник жизни оплачивается из бюджетов регионов и муниципалитетов по системе госзакупок. Пока никто из инициаторов сокращения этих гонораров вслух не произнес слова «откат». Но оно, как говорится, и так в музыке слышится.
Сама инициатива уже оформлена в готовый законопроект. Внес его в ГД вице-спикер нижней палаты Владислав Даванков («Новые люди»). Поддержка у поправок, судя по всему, межфракционная.
Только вот оправдываться за многомиллионные вознаграждения пока приходится не чиновникам, которые распределяют бюджеты на культмассовый сектор, а представителям самого шоубиза.
Экс-пресс атташе лейбла Black Star Максим Задворнов предложил для начала разобраться: а что вообще входит в гонорар? Все эти условные 15 млн певец положит себе в карман? Опустим вариант, когда часть денег вернется в руку дающую. Индустрия зрелищ настаивает: то, что они делают – это продукт. Такой же, как хлеб. Ну или авторучка.
— Вот возьмем эту ручку, — предложил пример господин Задворнов на пресс-конференции в понедельник, крутя в руке авторучку, — Чтобы она появилась, работает большое количество людей. Это производство, офисы, материалы.
У артистов то же самое. С ними работает команда. Причем часть — это своего рода фронт-офис (как в банке). Одни танцуют, другие подпевают. Если кто-то еще и живьем играет, всё – ценник автоматом улетает вверх. Танцорам и музыкантам нужна аренда студий для репетиций. Плюс костюмы, грим. И это только то, что видит зритель. А есть еще и бэк-офис: осветители, звукорежиссеры, юристы, бухгалтерия. Последние два пункта, похоже, сегодня самое важное и отнюдь не самое дешевое.
— Артисты работают в белую, во всяком случае крупные артисты все так работают, они платят налоги, — заверил Максим Задворнов и напомнил недавнюю серию скандалов с топ-блогерами, за которыми вскрылись миллионы рублей долгов перед налоговой. А всё почему? Индустрия молодая, как работать, сами не понимают. Юристов не нанимают, бухгалтерам не платят. Вот и результат: прячутся теперь по Дубаям (это кому повезло, а некоторые, например, сидят). Артисты так не работают: у них всё официально, индустрия отлажена. Поэтому и гонорары запрашивают высокие – хороший бухгалтер песнями сыт не будет, ему надо платить зарплату из этого же самого гонорара. В среднем же команда топового артиста – это от 10 до 70 человек, которых он возит с собой.
Звездам первой величины законопроект по душе вряд ли придется. Гонорарный потолок грозит индустрии шоу-бизнеса переделом рынка. Российские селебрити окажутся перед непростым выбором: либо отказываться от «госзакупочных» концертов и новогодних «голубых огоньков», зарабатывая только на корпоративах и частных площадках, либо урезать не только райдер, но и состав команды. Хотя думцы в этом ничего такого не видят. Ну приедет хедлайнер не с симфоническим оркестром, а с одним диджеем. Он от этого менее любимым публикой что ли станет? Не раскачает один толпу в сто тысяч человек? Что на это сказали бы сами артисты, можно только догадываться, и не факт, что это еще можно будет напечатать.
Пиарщики от шоубиза стараются смягчить, как могут: конечно, при необходимости приедет и без ансамбля. Конечно, раскачает. И станцует, и споет. И даже всего за миллион. Только вот тут какое дело. По наблюдениям самих пиарщиков, основной зритель приезжает на концертную площадку именно ко времени выхода на сцену хедлайнера. Как только «топ» исполнил свои хиты и попрощался, а зритель убедился, что на бис любимец больше не выйдет, площадь перед сценой беспощадно пустеет.