Едва появившись, новый проект Инны Бельтюковой Autlet Travel вызвал обвинения в недобросовестной конкуренции
В чате для специалистов туризма «Курилка ТурДома 2.0» сегодня опубликовано открытое письмо, авторы которого просят туроператоров «принять меры по стабилизации рынка от недобросовестной конкуренции» со стороны проекта Autlet Travel.
Презентацию проекта на прошлой неделе провела Инна Бельтюкова, известная в туротрасли как экс-руководитель туроператоров «Инна Тур» и «Капитал Тур» (разорился в 2010 году).
Свой новый бизнес она позиционирует как крупный маркетплейс туруслуг для желающих путешествовать с максимальными скидками, который работает по принципу закрытого клуба, где пользователь платит фиксированную сумму за членство и взамен пользуется привилегиями, то есть поездками со скидкой.
«Поставщики предлагают пользователям Autlet Travel дисконт до 50%. Они заинтересованы в наращивании прямых продаж при сохранении базовой маркетинговой политики. Это возможно именно на Autlet Travel, поскольку маркетплейс является закрытой клубной системой, сохраняющей конфиденциальность предоставляемых скидок», – сообщается в пресс-релизе Autlet Travel.
Очень многое в заявке проекта указывает на его масштабность и глобальность: пользователями будут не только частные лица, но и «сотрудники крупных корпораций, в частности Ростех, Гидрометсервис и др.». Абонемент Autlet Travel появится в соцпакете этих компаний. В системе будут созданы «тысячи рабочих кабинетов для людей с ограниченными возможностями», которые смогут зарабатывать на продвижении проекта и в то же время повышать свою социальную адаптацию. У проекта международные перспективы: «Представительство Autlet Travel уже открыто в Казахстане, вскоре проект стартует на рынках Беларуси, Египта и Индии». И наконец, миссия стартапа – он позволит «миллионам людей путешествовать чаще, а тем, кто еще не имеет такой возможности, сделает мечту открыть для себя мир реальностью».
Декларация принципа раздачи максимальных скидок туристам оказалась триггером, вызвавшим возмущение в среде турагентств. Тема стала центральной для обсуждения во многих профильных чатах и даже консолидировала часть активных турагентов для подготовки открытого письма, сбора подписей и обращения к туроператорам, которые могут быть поставщиками «Аутлета».
«Данный портал предлагает такие условия, которые не позволяют турагентам конкурировать и получать свою прибыль, что в дальнейшем может привести к репутационному обвалу на туррынке, а также повлиять на спрос туроператоров и не дать агентам возможность работать по массовым направлениям», – приводят аргумент авторы письма. Они также считают необходимым, чтобы туроператоры запретили продавать туры по ценам ниже указанных на их сайтах и не раздумывая расторгали договоры с нарушителями. Это, в свою очередь, поможет бороться с демпингующими турагентствами, «которые исчезают с деньгами туристов» и тем самым бьют по репутации всего турбизнеса.
Кроме того, ценовой демпинг в условиях санкций, волатильности курса и без того резко сократившего рынка, по убеждению авторов обращения, не позволяет агентам получить достаточно средств, чтобы развиваться, выплачивать достойную зарплату, открывать новые офисы и поддерживать высокий профессиональный уровень.
Инна Бельтюкова, в отличие от многих руководителей туроператоров, подвергающихся критике, сама взялась ответить на претензии агентов. В профгруппе Фейсбука (компания «Мета» признана экстремистской организацией и запрещена в России. – Ред.) «Страна туризма» она поблагодарила за интерес, проявленный к проекту, и напомнила, что ее команда за 32 года неоднократно приводила на туристический рынок новые маркетинговые и технологические тренды, начиная от первых блок-чартеров на регулярных рейсах и первой субагентской сети по продаже авиа- и ж/д билетов. Однако, судя по всему, агентов такая аргументация не устроила, они увидели в проекте Инны Бельтюковой не столько креативную новацию, сколько угрозу своей экономической роли в туризме.
Масла в огонь подлило расследование АТОРа, который выяснил, что у туроператоров – членов ассоциации нет действующих договоров с
юрлицом «Аутлет Тревел», хотя они указаны в списке поставщиков. К слову, после публикации этот перечень с сайта исчез. При этом сама Инна Бельтюкова, выступая лицом проекта, никак не фигурирует в нем – ни в качестве учредителя, ни в качестве руководителя. Директором и соучредителем числится Аскарова Елена Алексеевна, ей принадлежат 10% в капитале ООО, еще 5% у Тимофеевой Татьяны Николаевны, а основным владельцем является Бельтюкова Екатерина Игоревна, дочь Инны и Игоря Бельтюковых, – у нее 85% стоимостью 1,7 млн руб.
Вполне возможно, что своей бурной негативной реакцией на появление скидочного проекта турагенты повлияют на интерес к сотрудничеству туроператоров-поставщиков с «Аутлетом». Тем более что со времен «Капитал Тура», банкротство которого вызвало колоссальный резонанс на туррынке, многие руководители компаний с осторожностью относятся к инициативам Инны Бельтюковой. Особенно к ее способу маркетинговой упаковки идей, которая наполнена новаторством, масштабностью, социальной значимостью. Хотя есть и другое мнение – рынок стал прагматичным, туроператоров интересуют в первую очередь объемы продаж, и если «Аутлету» удастся раскачать канал дистрибуции, возможно и минуя турагентства, понимание с поставщиками он наверняка найдет. Один из пользователей «Курилки ТурДома 2.0» высказался метафорично: «Туроператорам нужны продажи, и проблемы индейцев шерифа не волнуют».